Что такое мелкая моторика?
Мелкая моторика – это движение мелких мышц кистей рук.
Развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. Поэтому важна координация «рука-глаз».
Зачем нужна мелкая моторика?
В головном мозге человека центры движений пальцев и речи расположены близко. Поэтому при стимуляция мелкой моторики активизируются зоны, отвечающие за речь. Это и стимулирует "запуск речи".
Развитие мелкой мускулатуры рук стартует с с самого раннего возраста. Детям до года массируют пальчики. При массаже активизируются точки, которые связаны с корой головного мозга.
В дошкольном возрасте эффективно тренировать мелкую моторику в быту:
В старшем дошкольном возрасте развитие мелкой моторики и координация движений руки становится важной частью подготовки к школе, для обучения письму.
Навык письма у детей формируются поэтапно.
С чего начать?
С ориентировки тела в пространстве. Помочь ребёнку сначала определять положение собственного тела относительно бытовых предметов, затем определять положения предметов относительно друг друга.
Следующая стадия – это ориентировка на плоскости.
Сначала раскладывать предметы на столе и проговаривать их положение.
Затем уточнить положения плоских предметов на плоскости и только после этого можно переходить к ориентировке на листе бумаги А4.
Начать стоит с обводки плоских частей предметов (дно стакана, блюдце, трафареты). Потом следует рисование по штриховкам, потом по опорным точкам. После этого можно переходить к рисунку по образцу.
Графические задания способствуют ориентировке на листе и готовит руку к письму.
Графические задания должны нести образно-смысловую значимость, быть интересны ребёнку.
Предусматривается плавный переход к работе с заданной схемой действий.
Для развития моторной памяти эффективны задания с многоступенчатой инструкцией: нарисуй большое солнце в правом верхнем углу, ёлку в левом нижнем углу и ёжика в левом нижнем углу.
Затем задания усложняются и добавляются упражнения с применением фантазии.
P.S.
Часто слышу от родителей: "Он просто не любит рисовать!"
Практика показывает, что нет. Дело в том, что был пропущен какой-то из этапов формирования навыку.
Нужно восполнить его. Тогда всё будет получаться легко!
Мелкая моторика – это движение мелких мышц кистей рук.
Развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. Поэтому важна координация «рука-глаз».
Зачем нужна мелкая моторика?
В головном мозге человека центры движений пальцев и речи расположены близко. Поэтому при стимуляция мелкой моторики активизируются зоны, отвечающие за речь. Это и стимулирует "запуск речи".
Развитие мелкой мускулатуры рук стартует с с самого раннего возраста. Детям до года массируют пальчики. При массаже активизируются точки, которые связаны с корой головного мозга.
В дошкольном возрасте эффективно тренировать мелкую моторику в быту:
- застёгивать, расстёгивать пуговицы, молнии
- завязывать шнурки, играть в пособия-шнуровки
- закручивать крышки
- рвать бумагу, капусту
- лепить печенье из теста
- пересыпать разные сыпучие материалы в ёмкости
- разворачивать из бумаги разного типа предметы
- нанизывать макароны, баранки на шнурок
- раскрашивать, обводить, штриховать
- вырезать ножницами и аппликация
- выполнять пальчиковую гимнастику со стихами
В старшем дошкольном возрасте развитие мелкой моторики и координация движений руки становится важной частью подготовки к школе, для обучения письму.
Навык письма у детей формируются поэтапно.
С чего начать?
С ориентировки тела в пространстве. Помочь ребёнку сначала определять положение собственного тела относительно бытовых предметов, затем определять положения предметов относительно друг друга.
Следующая стадия – это ориентировка на плоскости.
Сначала раскладывать предметы на столе и проговаривать их положение.
Затем уточнить положения плоских предметов на плоскости и только после этого можно переходить к ориентировке на листе бумаги А4.
Начать стоит с обводки плоских частей предметов (дно стакана, блюдце, трафареты). Потом следует рисование по штриховкам, потом по опорным точкам. После этого можно переходить к рисунку по образцу.
Графические задания способствуют ориентировке на листе и готовит руку к письму.
Графические задания должны нести образно-смысловую значимость, быть интересны ребёнку.
Предусматривается плавный переход к работе с заданной схемой действий.
Для развития моторной памяти эффективны задания с многоступенчатой инструкцией: нарисуй большое солнце в правом верхнем углу, ёлку в левом нижнем углу и ёжика в левом нижнем углу.
Затем задания усложняются и добавляются упражнения с применением фантазии.
P.S.
Часто слышу от родителей: "Он просто не любит рисовать!"
Практика показывает, что нет. Дело в том, что был пропущен какой-то из этапов формирования навыку.
Нужно восполнить его. Тогда всё будет получаться легко!