Блог

Мелкая моторика

Что такое мелкая моторика?

Мелкая моторика – это движение мелких мышц кистей рук.

Развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. Поэтому важна координация «рука-глаз».

Зачем нужна мелкая моторика?

В головном мозге человека центры движений пальцев и речи расположены близко. Поэтому при стимуляция мелкой моторики активизируются зоны, отвечающие за речь. Это и стимулирует "запуск речи".

Развитие мелкой мускулатуры рук стартует с с самого раннего возраста. Детям до года массируют пальчики. При массаже активизируются точки, которые связаны с корой головного мозга.

В дошкольном возрасте эффективно тренировать мелкую моторику в быту:

  • застёгивать, расстёгивать пуговицы, молнии
  • завязывать шнурки, играть в пособия-шнуровки
  • закручивать крышки
  • рвать бумагу, капусту
  • лепить печенье из теста
  • пересыпать разные сыпучие материалы в ёмкости
  • разворачивать из бумаги разного типа предметы
  • нанизывать макароны, баранки на шнурок
  • раскрашивать, обводить, штриховать
  • вырезать ножницами и аппликация
  • выполнять пальчиковую гимнастику со стихами

В старшем дошкольном возрасте развитие мелкой моторики и координация движений руки становится важной частью подготовки к школе, для обучения письму.

Навык письма у детей формируются поэтапно.

С чего начать?

С ориентировки тела в пространстве. Помочь ребёнку сначала определять положение собственного тела относительно бытовых предметов, затем определять положения предметов относительно друг друга.

Следующая стадия – это ориентировка на плоскости.

Сначала раскладывать предметы на столе и проговаривать их положение.

Затем уточнить положения плоских предметов на плоскости и только после этого можно переходить к ориентировке на листе бумаги А4.

Начать стоит с обводки плоских частей предметов (дно стакана, блюдце, трафареты). Потом следует рисование по штриховкам, потом по опорным точкам. После этого можно переходить к рисунку по образцу.

Графические задания способствуют ориентировке на листе и готовит руку к письму.

Графические задания должны нести образно-смысловую значимость, быть интересны ребёнку.

Предусматривается плавный переход к работе с заданной схемой действий.

Для развития моторной памяти эффективны задания с многоступенчатой инструкцией: нарисуй большое солнце в правом верхнем углу, ёлку в левом нижнем углу и ёжика в левом нижнем углу.

Затем задания усложняются и добавляются упражнения с применением фантазии.

P.S.
Часто слышу от родителей: "Он просто не любит рисовать!"

Практика показывает, что нет. Дело в том, что был пропущен какой-то из этапов формирования навыку.

Нужно восполнить его. Тогда всё будет получаться легко!